Главная Афиша и билеты О проекте Орган в соборе Исполнители Галерея Контакты

      Главная страница > Орган в соборе > Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла

Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла

Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла

ПЕТР и ПАВЕЛ в Старосадском переулке, близ Покровских ворот
История лютеранского храма Петра и Павла началась по меркам истории – относительно недавно – два века не прошло. Много только по жизни человеческой…

В 1817 году, немного лет спустя после пожара Москвы 1812 года, лютеранский приход выкупил старую усадьбу Лопухиных близ Покровки, в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка старого и поврежденного пожаром барского дома под церковь (возведение купола и креста).18 августа 1819 г. её освятили. В феврале 1837 года в кирхе впервые зазвучал орган.
Прихожанами нового храма были московские немцы, коих в городе было много – традиционное остзейское дворянство – такие как барон Дельвиг, лицейский товарищ Пушкина, живший неподалеку,  и предприниматели – купцы, врачи, финансисты. 

Жизнь в приходе била ключом – при соборе открылась сначала воскресная,  а потом и полноценная школа, известная на всю Москву – учиться в нее отдавали своих детей не только лютеране, ибо заведение славилось качеством подготовки своих учеников, разумной дисциплиной и высоким уровнем преподавания. 

Обязательной составляющей были и концерты, музыкальные вечера и литературно-театральные программы, проводившиеся в соборе. Российские и иностранные знаменитости, бывавшие в Москве считали своим долгом выступить в здешнем зале. Так именно тут  в 1843 году выступал Ференц Лист – концерт его имело такой успех, так «подействовал на нервы слушателей, что некоторые дамы плакали, другие нюхали эфир». 
К середине XIX века число прихожан храма выросло более, чем вдвое – старое здание явно стало тесновато. И в 1862 году началось возведение нового собора в неоготическом стиле чем-то похожего на нынешний – только поменьше. 

В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

В 1892 г. приход приобрёл новый 42-х регистровый орган у известной немецкой фирмы “Э.Ф.Валькер”, ставший лучшим концертным инструментом Москвы. Послушать мощный голос прекрасного инструмента приходят горожане самых разных вероисповеданий – органные вечера становятся частыми и регулярными.

К началу XX века церковь святых Петра и Павла насчитывала уже 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, - неподалеку, в районе Воронцова поля и Яузских ворот расместилась целая «колония» немецких промышленников – Вогау, Марки, Банза,  но также на латышском и эстонском языках. Еще в конце XIX века в церкви выделилась эстонская община святой Элизабет и латышская община - святого Петра.  

И опять  встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. Церковный совет в 1903 году объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова - одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. 
При храе вырос целый комплекс зданий – капелла, школа, богадельня, дома притча. В их строительстве участвовали такие маститые зодчие, как Федор (Фридрих) Шехтель, А. Вебер.

И по-прежнему – актеры и музыканты – желанные гости собора. В зале с прекрасной акустикой читает Нежданова, поет Шаляпин, тут впервые исполняются «Колокола» Рахманинова…

Увы, революция  1917 не щадила ни людей, ни уникальные здания. Тотальная война большевиков с религией во всех ее проявлениях была направлена прежде всего на отторжение церковей от общин и переход их в собственность государства. Из богатейшей церкви св. Петра и Павла были изъяты многие ценности. Приход начал сокращаться. Люди начали бояться ходить в церковь.

В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937 г. собор передали под кинотеатр “Арктика”, а затем студии “Диафильм”, произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. , период «хрущевских гонений», был разобран шпиль собора.

В мае 1991 года инициативная группа подала документы на регистрацию в Управление юстиции Моссовета, а уже 7 июня того же года община получила свидетельство о регистрации. Студия «Диафильм», которая на тот момент распоряжалась всем комплексом зданий, была готова предоставить помещение для совершения богослужений. 

В мае 1992 года общине было передано входящее в соборный комплекс здание капеллы, приспособленное для нужд расположившихся в ней мастерских студии «Диафильм». Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила фирма «Стромас», которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 г., строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года.

В июле 1992 г. постановлением Правительства Москвы общине было передано здание собора, затем в несколько этапов ещё несколько зданий комплекса. Однако, возникли проблемы с отселением «Диафильма», которые удалось разрешить только к середине 1997 г.. Одновременно с этим собирались средства, которые позволили ближе к концу того же года начать восстановительные работы в алтарной части собора.

Из-за отсутствия средств казалось невозможно даже подумать о восстановлении собора в первоначальном состоянии. Тем не менее, были проведены предреставрационные работы. При поддержке города была смонтирована новая электроподстанция, заменены утеплительный слой сводов и кровля, на основании старых фотографий восстановлен западный фасад с главным входом и готическое окно-роза.

В 2004 г. ситуация изменилась. Совершилось то, что нельзя назвать иначе, как чудом. После долгих усилий удалось найти спонсоров как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность летом указанного года приступить к масштабным работам по восстановлению собора в его историческом облике, но с учетом современных технических требований.   Многие  не верили в возможность реставрации, но было много и тех, кто понимал, что временные неудобства - ничто по сравнению с конечным результатом. 

За период с 2004 по 2008 год зал был освобождён от перекрытий и перегородок, реставрированы потолок, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена разрушенная «Диафильмом» галерея, опоясывающая зал по периметру, изготовлены новые и отреставрированы сохранившиеся двери, смонтированы теплые полы под новым мраморным покрытием, смонтирован отреставрированный орган, в окнах алтарной части появились витражи, установлены дубовые скамьи. Кроме того были проведены очень масштабные (хотя и не бросающиеся в глаза) так называемые «скрытые» работы по восстановлению и гидроизоляции подвалов, монтажу систем отопления и вентиляции, электрооборудования. Значительные изменения претерпела и окружающая собор территория. Во дворе были сняты многолетние наслоения асфальта, вследствие чего его уровень опустился почти до уровня 1905 года.

30 ноября 2008 года,  во время торжественного богослужения состоялось освящение cобора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра.

В великолепном зале под старинными сводами снова звучит голос органа – отреставрированного инструмента 1898 года, из уничтоженной кирхи Св. Михаила, что стояла когда-то на улице Радио.

И очень хочется верить, что однажды старинный Петр и Павел возродится во всём блеске прежнего величия.


Видео-концерт "Ночь в Соборе": включите музыку!



© Ночь в Соборе, 2014