20.30, 4 июня, 2021«Звучащие полотна. Эмиль Галле: ожившее стекло» Орган, голос, квартет, мультимедийная инсталляция Совместный проект Фонда Бельканто с Музеем "Собрание" Необыкновенно насыщенный исторический период рубежа ХIX- ХХ веков известен нам теперь как время расцвета "нового искусства" - модерна. Европа вступает в пору бурного развития промышленности и на этом фоне в творческой среде зреет мысль о "преображении жизни средствами искусства", отказе от устаревших академичных форм в пользу гармонии и естественности. Новые течения возникают во всех художественных сферах. Идея импрессионизма, позволяющая живо и непосредственно передать изменчивость и подвижность окружающего мира, поначалу отвергнутая эклектичным обществом, набирает силу в живописи, музыке, архитектуре, прикладном искусстве. Знаменитый композитор-реформатор, один из родоначальников музыкального модерна и импрессионизма Эрик Сати, вспоминая беседы с Клодом Дебюсси о тенденциях в музыке того времени, писал: "Мы должны иметь свою музыку...почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы уже видели у Клода Моне, Сезанна...и прочих?" Эти несколько десятилетий оказались необычайно щедры на гениев и несомненно одним из них был удивительный Эмиль Галле - художник, ботаник, философ, теоретик искусства, поэт, дизайнер, чьё имя стало нарицательным, дав название чрезвычайно популярному и в наши дни направлению в создании и производстве художественного стекла. Подобно импрессионистам в живописи и музыке, Галле - подлинный новатор в своей области. Уникальное сочетание тонкого вкуса, глубоких научных знаний, технических навыков и убеждения, что корни нового искусства "в лесах, на берегах ручьёв, среди болотных трав", позволяют Галле не только создать собственный узнаваемый "флоральный стиль", но и предложить ранее неизвестные методы обработки стекла, ставшие отличительной особенностью "ваз галле". Такова, например, изобретённая им техника эмалевой росписи, которую мастер назвал clair-de-lune ("лунный свет"). Как тут не вспомнить знаменитый опус Клода Дебюсси с тем же замечательным названием! Летние сумерки, парящие ноты, плавные формы, прозрачные цвета и звуки сегодня, надеемся, подарят вам гармонию, которую искали и создавали великие французы эпохи модерна. Исполнители: Лауреат международных конкурсов Татьяна Ланская сопрано Иван Ипатов орган Татьяна Ланская сопрано Антон Прищепа кларнет Александр Посикера фагот Ольга Посикера фортепиано В программе: К. Дебюсси, Э. Сати, М. Равель, Р. Ан, Г. Форе ; |